1. Изучаем информацию
Рождение
Тэффи
Свои
произведения Надежда Александровна Лохвицкая издавала под псевдонимом
Тэффи. Прочитайте версии происхождения этого подставного имени.
Существует
несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.
Первая
версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она
не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали
современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним
не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь
непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое
принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки
всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный
и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального
дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи.
Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)»,
писательница «решила подписать пьеску свою «Тэффи»». После успешной премьеры
этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи
ответила, что «это… имя одного дур…, то есть такая фамилия». Журналист
заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая
песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус.
«Тэффи был из Уэльса, Тэффи был вором»), согласилась с этой версией.
Также
существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её
настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая,
которую называли «русской Сафо».
2. Вспоминаем материал
Виды смешного
Установите
соответствия между литературоведческими терминами и их определениями.
| ||||||||||||||||||||||||||
3. Анализируем и делаем выводы
В своих
сатирических рассказах Тэффи жёстко и метко критикует повседневность,
бездуховность, суетность, погоню за модой и стилем своих
современников.
Вы
прочитали сатирический рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». В качестве
приёма сатирического изображения среди писателей-сатириков очень популярен
приём контраста (столкновение противоположностей).
Рассмотрите,
как проявляется этот приём в рассказе Тэффи. Запишите примеры в тетрадь.
Анализируем
и делаем выводы
На первый
взгляд кажется, что писатель-сатирик использует
приём олицетворения для создания сатирического эффекта.
Перечитайте
выдержки из текста.
Но воротничок потребовал новую
кофточку.
Бабушка
была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе
шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
Она
бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги,
а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило
и её, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого
уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.
— Если
ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же
на тебе жёлтый бант?
Как
существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла
по течению, которым ловко управлял подлый воротник.
…воротник укреплялся и властвовал.
…воротник напялился на её
шею и поехал в гости. Там он вёл себя развязно до неприличия и вертел
её головой направо и налево.
…воротник за неё ответил:
— Только-то?
А воротник пошло захихикал в ответ.
Но студент с воротником
не обращали на неё никакого внимания. Они
пили ликёр, говорили пошлости и целовались.
Опираясь
на текст рассказа, ответьте на вопросы: Кто хотел новую блузку,
ботинки, шляпу, пояс и перчатки? Кто поехал в гости и вёл там
себя развязно до неприличия? Кто хихикал над пошлыми шутками, пил
ликёр, целовался со студентом и не ночевал дома? Аргументируйте
свои ответы логическими рассуждениями.
Анализируем
и делаем выводы
Прочитайте
определение средства создания художественного образа (тро́па).
Метонимия — перенос названия
одного предмета, явления на другое(-ие), соприкасающиеся (смежные)
с ним физически или логически.
Примеры:
1) — Сынок,
хочешь чаю?
— Нет,
я и так три чашки выпил.
(Очевидно,
что «сынок» не употреблял в качестве напитка посуду, а только
жидкость, находящуюся в ней).
2) Ну
как же, помним: пришли тут два белых халата, и поехал наш Васятка под бочок к Наполеону
в жёлтый дом.
(Очевидно,
что «Васятку» в дом умалишённых отвезли не два предмета специальной
одежды. А противном случае туда же следовало направить
и свидетелей произошедшего. Героями эпизода стали люди медицинской
профессии, облачённые в данную униформу).
3) Вся школа торжественно шла на субботник
в парк, ведь поддерживать чистоту — долг и почётная обязанность
каждого школьника.
(Страшно
представить себе, чтобы кирпичное массивное здание в три-четыре этажа
с солидным сроком эксплуатации, чеканя шаг и распугивая угрозой
обрушения прохожих, направлялось на, безусловно, полезное и нужное дело.
Конечно, здесь имеются в виду школьники, обучающиеся в данном учебном
заведении).
Сатирический приём
Приведите пример этого художественного
средства из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Подводим
итоги
Мода —
это внешний вид и манера поведения, принятая большинством в качестве
образца. Быть модным — значит подражать людям-образцам во внешних
проявлениях. Обладание модной вещью позволяет почувствовать себя
на ступеньку выше по социальной лестнице. Но это только попытка
выдать себя за того, кем не являешься. По сути — обман.
А вдруг ты-настоящий - лучше?
В некоторых компаниях принято (модно) жевать жвачку во время беседы, плеваться
и называть друг друга прозвищами, но это неприятно, грубо — неужели
обязательно надевать на себя маску невежи? Подруги "размалёвывают" лица
и "начёсывают" «вавилоны» на голове, носят вульгарную одежду
в погоне за звёздами — зачем? Ведь для создания семьи
мужчины выбирают заботливую, а не самовлюблённую; нежную,
а не вульгарную; любящую только его, а не доступную всем.
Руководствуясь
содержанием рассказа Тэффи и личным опытом, напишите сочинение-рассуждение
на тему: «Всегда ли хорошо следовать за модой?»
Дополнительное задание
Анализируем
и делаем выводы
В первом
рассказе, который вы прочитали, женщина, в погоне за модой пытаясь
казаться той, кем она не является, разрушила свою семейную жизнь. Теме
слепого следования за модой посвящён и другой сатирический рассказ
Тэффи. В нём адвокат, пытаясь представить подсудимого тем, кем он совсем
не является, разрушает его жизнь.
В центре
внимания уже не мода на наряды и вызывающее поведение,
скопированное с так называемых «звёзд», а мода на идеи, мода
на «громкие фразы».
Прочитайте
рассказ Тэффи «Модный адвокат».
«Модный адвокат»
В этот
день народу в суде было мало. Интересного заседания не предполагалось. На
скамьях за загородкой томились и вздыхали три молодых парня в косоворотках. В
местах для публики — несколько студентов и барышень, в углу два репортера. На
очереди было дело Семена Рубашкина. Обвинялся он, как было сказано в протоколе,
«за распространение волнующих слухов о роспуске первой Думы» в газетной
статье… Далее
Объясните,
что высмеивает автор в адвокате, стремящемся следовать моде.
Создаём
Адвокат —
очень важная профессия, которая существует, чтобы помогать суду разобраться
в каждом деле, наказать виновного и не осудить невиновного.
Представьте,
что вы назначены государственным защитником Семена Рубашкина вместо «модного
адвоката».
Руководствуясь
материалами дела, описанного в рассказе Тэффи, составьте защитную речь (по желанию на дополнительную оценку) для произнесения на судебном заседании. Вы можете составить её
письменно для заочного слушания или сделать аудиозапись, чтобы ваша речь
выглядела более эмоциональной и выразительной.
Изучаем
Анализируем
и делаем выводы
Прочитайте
ещё один рассказ Тэффи, представляющий собой размышление о неожиданном
жизненном парадоксе.
«Свои и чужие»
(1913 г.)
(1913 г.)
Парадокс
Руководствуясь
размышлениями Тэффи, ответьте на вопрос: В чём заключается парадокс
взаимоотношений между людьми?
Систематизируем
пройдённый материал
Термины и определения
Установите
соответствия между терминами и их определениями.
|
||||||||||||||||||||
Ответ
на Ключевой вопрос урока
Что
является предметом язвительных насмешек Надежды Александровны Лохвицкой?
Комментариев нет:
Отправить комментарий