Темы рефератов и НПК

Темы рефератов 

 «Русский язык»

1.     Основные понятия культуры речи.
2.     Основные признаки литературного языка.
3.     Русский язык среди других языков мира.
4.     Средства выразительности речи.
5.     Основные формулы речевого этикета.
6.     Методика публичного выступления.
7.     «Поэтами рождаются, ораторами делаются» (Древнеримский оратор Цицерон, 106-43 гг. до н.э.)
8.     Культура разговорной речи.
9.     Культура ораторской речи.
10.  Виды нарушений точности речи.
11.  Принципы русской орфографии.
12.  Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
13.  Словари русского языка и сфера их использования.
14.  Вклад выдающихся учёных в изучение русского языка.

 «Литература»
1.   Цветопись поэзии Сергея Есенина.
2.   Творчество югорских  поэтов.
3.   Литературное  народное творчество периода Великой Отечественной войны.
4.   Экранная жизнь произведений.
5.   Тема пути в русской литературе. 
6.   А. Твардовский «Василий Теркин». «Книга про бойца» - воплощение русского национального характера.
7.   Развитие жанра детектива в конце XX в.
8.    «Живая» поэзия А. А. Фета.
9.    Красота русской души и русской земли в поэзии С. Е. Есенина.
10.         Раннее творчество А. П. Чехова.
11.        Русская природа в стихотворения Ф. Тютчева.
12.        Литературный шедевр В. Каверина «Два капитана».
13.        Влияние А. С. Пушкина на творчество русских поэтов.
14.        Поэтессы современной России.
15.        Образ женщины в литературе.
16.        Басни И.А. Крылова. Русский национальный колорит басен.
17.        А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Смысл эпиграфов к главам.
18.        Особенности прозы А.С. Пушкина (на примере «Повестей Белкина).
19.        Герои романтических поэм М.Ю. Лермонтова.
21.        Идея гуманизма в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
22.        Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина. Своеобразие жанра и композиции произведения.
23.        Образ стихии в лирических произведениях.
24.        Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»)
25.        Творчество Расула Гамзатова.
26.        Темы и образы  ранних произведений В. В. Маяковского.
27.        Взаимоотношения человека и природы в рассказах русских писателей второй половины XX века (по выбору).
28.        Поэзия начала XX века.  Многообразие литературных направлений.







Темы НПК
Русский язык
1.              Нужен ли закон о защите русского языка, и от кого его нужно защищать?
Представление о литературном языке и о нормативности культуры речи. Опрос современных носителей языка о причинах нарушений норм литературного языка. Изучение исторических изменений в области норм литературного языка.
2.              Приемы речевого воздействия в рекламе.
Теоретики рекламы выделяют две ее функции: сообщение и воздействие. Виды рекламы определяются каналами, через которые она распространяется. В работе следует выбрать один из видов рекламы (телереклама, радиореклама, печатная реклама и др.) и показать, какие средства речевого воздействия используются в товарном знаке, слогане, в мотивирующем компоненте и других компонентах рекламного сообщения.
3.              Роль ассоциаций в создании словесной наглядности.
Слова могут вызывать в нашем сознании какие-то представления, образы, картины. В работе следует проанализировать понятие «ассоциация» и показать роль ассоциаций в образной речи оратора.  Словесную наглядность можно определить как чувственные представления об объекте речи, которые К.С. Станиславский называл «видением внутреннего зрения». В процессе речи у оратора возникают картины внутреннего зрения, «видения», которые он стремится передать слушателям.
4.              Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
В работе следует обратиться к понятиям «заголовок», «лид», «подзаголовок», «врезка» и показать их воздействующую и информационную функции. 
5.              Исследование процесса формирования профессиональной лексики и ее особенности.
6.              Исследование процесса происхождения и развития топонимов местного региона.
7.                      Причины появления прозвищ и их влияние на характер и поведение человека.
8.                      Фигуры речи, построенные по единому принципу перечислительного ряда, в современном русском языке.
9.                      Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
10.                  Функционирование фразеологических единиц в языке средств массовой информации.
11.                  Употребление пословиц и поговорок в речи современного человека.
12.                  Этимологический анализ как средство формирования орфографического навыка у учащихся…. класса.
13.                  Влияние книг, фильмов на речь учащихся гимназии.
14.                  Словообразовательные отношения в кругу антонимов русского языка.
15.                  Средства речевой выразительности в тексте.
16.                  Языковые и смысловые особенности использования слов-зоонимов в пословицах, поговорках, фразеологизмах и афоризмах.
17.                  Роль метафоры в терминологическом словообразовании.
18.                  Семантика и этимология названий …(например, сладких блюд) в русском языке.
19.                  Сходства и различия наименований танцев в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.
20.                   От зело до обалденно (синонимический ряд наречия очень в историческом аспекте).
21.                  Языковой портрет г. Урая (на материале названий улиц).
22.           Особенности употребления фразеологизмов в речи учителей и учеников гимназии.
23.           Поздравительная открытка как эпистолярный жанр.
24.           Функционирование лексемы «красота» в рекламе косметики.
25.                  Проблемы авторской пунктуации.
26.                  Изменение условий употребления двоеточия и тире.
27.                  Исчезающая точка с запятой.
28.                  Роль и место иноязычных слов в современном русском языке.
29.                  Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный?

Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!
День, лев, лёд, лён, лоб, мох, пень, пёс, ров, рот, сон, шов
Рожь, ложь, вошь. При склонении в их корнях не остаётся гласной!
Со склонением фамилий типа "Иванов", "Дубинин" или "Островский" проблем не возникает. Но как быть с фамилиями вроде таких, как "Кучер" или "Гогунава"? Зачастую их не хотят склонять сами обладатели, утверждая, что фамилии, якобы, не подчиняются правилам. Ещё как подчиняются!
В русском языке есть слова вроде таких как "золото", "город", "холодный", которые в древности произносились как "злато", "град", "хладный". (Сейчас они могут употребляться в такой форме для литературной стилизации или с иронией.) Это полногласные и неполногласные формы соответственно. Иногда в современном русском языке остаётся неполногласная форма, а полногласная считается архаичной. Мы говорим "враг", "плен", "шлем", тогда как "ворог", "полон" и "шелом" звучат устарело.
А иногда в русском языке приживаются обе формы.
идти - ... шёл.
Вот это "шёл" - и есть супплетив, форма образованная не от основного корня.
хороший - ... лучше. У большинства вышеперечисленных прилагательных сравнительные степени - нормальные, а у слов "хорошо" и "плохо" - супплетивные.
А какие в русском языке ещё есть слова с супплетивами?
Например, глагол, в котором нет корня. Как это - нет корня? А вот так. Вынуть.
Классический пример: "победить". Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Приходится пользоваться заменяющей конструкцией "я одержу победу" или "стану победителем". Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Эта недостаточность обусловлена законами благозвучия. Глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмём, к примеру, такой, как "вызревать". Мы можем сказать, что "камамбер вызревает" или "сыры вызревают", но можем ли мы сказать о себе, что "мы вызреваем"? Это будет бессмыслицей, а значит все личные формы кроме третьего лица будут невозможны. Но у этого глагола личные формы хотя бы могут быть двух чисел, а вот "светает" всегда в единственном числе. Правда и у глагола "светать" есть прошедшее время, будущее время и инфинитив. А есть в русском языке и такой глагол, у которого всего одна форма: "неймётся". Нет у него никакого другого времени, и даже неопределённой формы нет. Тоже казус!
  1. Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
  1. Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях...)
  1. Отражение увлечённости подростков в их речи.
  1. Типы речевых ошибок школьников (учащиеся 5-6 кл.)
  1. Словообразовательные инновации в речи подростков.
  1. Мотивационные аспекты школьного жаргона.
Востребована ли  ли поэзия сегодня? Или она переживает времена упадка? Можете ли вы назвать имена поэтов, которые живут и творят сегодня?
Современные авторы всегда вызывают больше споров, чем писатели-классики. О ком из зарубежных или русских писателей или поэтов спорят сегодня? В чём суть этих споров? Расскажите об одном из них более подробно.
В последние годы режиссёры особенно часто обращаются к классическим литературным произведениям. Как вы думаете, почему? Приобщает это людей к литературе или отталкивает?
Интересный материал о скульптурных памятниках в России: какому литературному герою создан памятник, где и когда установлен, кто автор скульптуры. В работе проведено исследование: какие национальные черты русского характера воплощают литературные герои и нашли ли они отражение в скульптуре, какой герой стал популярным в скульптурном искусстве, а также существуют ли памятники героям книг в …
30.                  Существительные с выпадающей из корня гласной.
31.                  Как склонять фамилии?
32.                  Полногласно-неполногласные пары.
33.                  Что такое супплетивы?
34.                  Интересные случаи  в морфемике.
35.                  Недостаточные глаголы.
36.                  Этимология названий месяцев в календарях разных народов.
37.                  Изменения в русской графике и грамматике.
38.                   Языковой портрет представителей разных профессий. На примере профессий родителей класса.


Литература
1.    Концепт грусть/тоска в русском фольклоре.
Осваивая предложенную тему, вы должны будете обратиться прежде всего к двум источникам: различным лингвистическим словарям (для составления лексикографического портрета тоски) и  к различным фольклорным текстам (пословицам, песням, сказкам).
2.    Собственные имена в пословицах и поговорках.
Исследование антропонимов, используемых в русских пословицах и поговорках. Классификация и этимологический анализ.
3.     Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Эта тема поможет вам проследить, как время, эпоха меняли характер восприятия, анализа и интерпретации литературных произведений прошлого. Из множества прочитанных произведений вы выберете то, которое вам наиболее интересно, узнаете и сопоставите его литературные, музыкальные и сценические интерпретации.
4.    Мотив игры в повести Пушкина «Барышня-крестьянка» и ее экранизации.
В работе следует сопоставить два произведения с точки зрения игровой стихии (как создается «мир игры» в повести и в фильме). 
5.      Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А.Есенина
6.      Цветовая палитра в произведении …
7.      Лингвистическая стилизация и пародия.
8.      Эпиграф как средство формирования автором диалогической модальности художественного текста.
9.      Цветовая символика образа России в поэтическом мире
10.  Изображение национального характера в народных сказках.
11.  Проблемы молодежи в современной русской литературе.
12.  Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
13.  Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
14.  Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
15.  Средства выражения комического в сказке Л.Филатова «Про Федота-стрельца».
16.  Мир легенд Древней Руси": "Берегиня", "Птица Феникс".
17.  Взгляд из XXI века: прошлое и настоящее России в поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
18.   Поэты живут в стихах своих (творческая судьба ….)
19.  Особенности поэтического стиля …
20.   Особенности языка сказа П.П. Бажова «Каменный цветок». 
21.  Заимствованная лексика в наименовании цветов
22.  Человек на войне в произведениях
23.  Образ зеркала в художественной литературе.
24.  Тема безумия в литературе.
25.  Изменение образа ребенка как объекта восприятия в литературе и педагогике в Х1Х - ХХ веке. От постулата "ребенок - это полено, из которого нужно выстругать человека" ("Пиноккио" К.Коллоди) до судьи общества взрослых (Марк Твен "Том Сойер" и "Гекльберри Финн") или творца справедливого мира (Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания").
26.  Человеческое родство (крови, душ, обстоятельств, родство перед Богом) в повести …
27.  Сила и слабость средневекового рыцаря - почему рыцарские идеалы становились предметом восхищения и пародий.
28.  Сказка и миф - чего больше, родства или различий?
29. Русский «сценарий чувств»: «как это по-русски!»
Данная тема потребует от вас работы как с различными словарями (лингвистическими и энциклопедическими), так и с лингвокультурологическими исследованиями, в которых раскрывается национально-культурная специфика восприятия различных чувств: зависти и обиды, тоски и любви, надежды и др.
30. Образы счастья и блаженства в представлении русского языка и русских поэтов.
Перед вами стоит увлекательная задача: составить сравнительный портрет двух концептов: счастья и блаженства – в русской языковой картине мира и в поэтических текстах 19–20 вв.
31. Метафорические образы надежды: общеязыковые и индивидуально-авторские.
Для этого исследования вам предстоит сначала собрать картотеку (не менее 50 примеров) метафорических образов надежды в литературных текстах (поэзии и прозе), а затем дать их системный анализ.
32.  Книга вчера, сегодня, завтра
33.  Развитие фантастических жанров (миф, сказки, НФ и фэнтэзи).
34.  Говорящие фамилии в произведениях писателей.
35.  Бардовская песня сегодня.
36.  Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде (на примере одного из авторов).
37.  Отражение речевого поведения представителей различных профессий в художественной литературе.
38.  Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?
39.  Писатели /поэты/ рядом .
40.  Литературные места нашего края.
41.  Где живёт современная поэзия?
42.  Писатели, о которых спорят.
43.  Большое количество экранизаций литературных произведений - благо или зло?
44.  Язык жестов героев…
45.  Сопоставительный анализ произведений русской и переводной литературы.
46.  Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).
47.  Памятники литературным героям. 
48.  Этот удивительный термин  …
49.  Воспитательный процесс в сказках Г-Х Андерсена.
50.  Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
51.  Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
52.  Значение цветовых прилагательных в контексте (на материале …одного из рассказов).
53.  Их взоры прикованы к небу (мотив звезды в русской поэзии XIX и XX вв.)
54.   Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
55.  Образы птиц в русских пословицах и поговорках.
56.  Пословицы и поговорки: трансформация жанра.
57.  Разговорная лексика в баснях И.А.Крылова.
58.  Использование старославянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
59.  Литературная традиция и художественный миф в повести А.С.Пушкина «Метель».
60.  Особенности употребления слов с переносным значением.
61.  Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
62.  Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов.
63.  «Сказка – ложь, да в ней намек».
64.  Тайна старинных книг.
65.  Тема чести, достоинства, ответственности и верности в произведении А.Грина «Алые паруса».
66.  Отражение особенностей культуры и национального характера в произведениях А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы».



Комментариев нет:

Отправить комментарий