Литература 9 класс

 Внимание! Выполненные задания отправлять через электронный журнал!


23 марта

Готовимся к анализу эпизода "Дуэль Печорина и Грушницкого" по плану:

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

 

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты:

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных  участников эпизода и коротко пояснить:
    • кто они?
    • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
    • автора;
    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
    • их отношение к событию;
    • к вопросу (проблеме);
    • друг к другу;
    • кратко проанализировать речь участников диалога;
    • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
    • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

 


16 марта

Работа над новеллой "Фаталист"

Ссылка

 

Задание для 9Г класса 

Характеризуем отношения Печорина и «водяного общества»

Важнейшим столкновением в главе «Княжна Мери» становится противостояние Печорина и «водяного общества», конфликт с которым постепенно нарастает. Главным представителем «водяной молодёжи» и противником героя становится Грушницкий.


Первое мнение о Грушницком, с которым знакомится читатель, представлено в виде характеристики, данной ему Печориным.

Перечитайте рассуждения Печорина о Грушницком. Проанализируйте их и ответьте на вопросы:

  1. Какие важные свойства характера Грушницкого выделяет Печорин?
  2. Что в характере юнкера вызывает иронию Печорина?
  3. Как Печорин относится к Грушницкому? Почему?
  4. Вызывает ли у вас доверие мнение Печорина? Почему?
  5. Как соотносится данная характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии открылось в нём?


Соперничество Печорина и Грушницкого — основа сюжета повести «Княжна Мери». Это очень необычное соперничество, ведь Печорин не только довольно быстро признаётся Грушницкому, что тоже претендует на сердце княжны Мери, но ещё и постоянно указывает сопернику на то, что тот делает неверно для завоевания девушки, даёт ему важные советы. Ознакомьтесь с цитатами из текста главы «Княжна Мери», сделайте выводы:

  1. Верные ли советы даёт Печорин, или хочет помешать сопернику?
  2. Почему герой делает это?
  3. Кто из героев более искренен в этом общении?
  4. Почему Грушницкий не прислушался к Печорину и вместо благодарности испытывает ненависть?



Анализируем

История заговора против Печорина

Печорин очень быстро вызывает недовольство у многих представителей мужской части «водяного общества» до той степени, что те хотят унизить Печорина. Впервые это происходит во время бала в зале Благородного собрания.

Вспомните эту сцену. Подумайте, чем вызвал Печорин недовольство компании драгунского капитана, почему его соперники решили отомстить ему.

Запишите свои выводы


Вскоре к заговору против Печорина присоединяется Грушницкий, осознавший, что княжна предпочла ему Григория Александровича.


Почему княжна Мери предпочла Печорина Грушницкому? Есть ли в этом вина самого Грушницкого? Аргументируйте свою точку зрения.

Сцена бала, вызова на дуэль и сама дуэль во многом напоминают историю поединка между Ленским и Онегиным в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».


Для понимания истории заговора важна сцена разговора между Грушницким и драгунским капитаном, который подслушал Печорин. Прочитайте этот эпизод романа. Обратите особое внимание на реакцию и ожидания Печорина. Проанализируйте её и ответьте на вопросы:

  1. Что можно сказать о драгунском капитане и его компании?
  2. Почему Грушницкий подружился с людьми, которые хотели унизить девушку, которую он, как уверял, любит?
  3. В чём обвиняют Печорина собравшиеся здесь офицеры? Справедливы ли их обвинения?
  4. Считаете вы их план подлым или благородным стремлением защитить свою честь? Почему?
  5. Какие чувства владеют Печориным?
  6. Почему обычно сдержанный, равнодушный Печорин пишет: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею»?
  7. Какие качества характера проявляет в этой сцене Грушницкий?

Запишите свои выводы

Глава «Княжна Мери» — это дневник Печорина, в котором он не только описывает произошедшие с ним события, но и анализирует свои чувства и поступки, делится душевными переживаниями. Как у любого человека, его переживания противоречивы.

Изучите высказывания Печорина о его противниках. Сделайте вывод, как Печорин относится к людям, почему так переживает их враждебное к себе отношение.


17 февраля

1. Вспомните, что такое "схема стихотворения".








2. Выберите одно из стихотворений, рассмотренных ранее (см. задание ниже). Составьте схему этого стихотворения.

3. Напоминаю, что по теме "Лирика М.Ю.Лермонтова" надо выучить наизусть 3 стихотворения различной тематики.  


14-15 февраля

Одиночество в теме Родины предстает в нескольких аспектах: отдаленность от славного прошлого («Бородино») и трагическая разобщенность с современниками. «Родина всегда занимала значительное место в лирике Лермонтова. Обреченный на одиночество, герой его лирики напряженно переживал свое отношение к ней. С самого начала, говоря о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», он вынужден был с болью признать: «Друг! Этот край..  моя отчизна» («Жалобы турка», 1829).

...Устремленность к родине, тяготение к ней не оставляют героя лирики Лермонтова уже в раннем творчестве, тем более в зрелом:

            Боюсь сказать!_- душа дрожит!

            Что, если я со дня изгнанья

            Совсем на Родине забыт!   

                        («Спеша на север из далека», 1837)

Невозможность для лирического героя найти в настоящем «родную душу» предопределяет перенесение поисков в историческое прошлое: «Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, полному славы и великих дел… Эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования».(В.Г.Белинский).

 

«Дума», 1838.

  1. В «думе» мотив одиночества, неприятия современности оборачивается парадоксальной близостью эпохе. Как?
  2. Докажите текстом, что стихотворение содержит развернутую аналитическую критику современного поколения, что к  числу представителей поколения поэт относит и себя.
  3. Как смотрит на поколение Лирический герой стихотворения?
  4. Покажите, как в системе сравнений раскрывается суть «потерянного поколения»?
  5. Можно ли по «Думе» судить о положительных идеалах Лермонтова?
  6. Согласны ли вы с высказывание Белинского: «… это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!..»?
  7. Покажите, как в стихотворении развенчиваются все традиционные идеалы романтизма: мечты, любовь, страсти.

 

«Как часто, пестрою толпою окружен…». 1840.

  1. Обратите внимание на сложность композиции стихотворения: «кольцо из настоящего (новогодний бал) вокруг воспоминаний о прошлом, центром которого являются мечты о будущей любви. Почему новогодний бал не приносит радости Лирическому герою? Найдите в тексте  те характеристики окружения лирического героя, которые делают понятным его стремление к одиночеству. Какие цвета, звуки и люди составляют враждебную герою действительность?
  2. Как чувство «обмана в жизни» усиливается контрастным сопоставлением мечты о любви и окружающих его  женщин? Какие художественные средства способствуют их противопоставлению?
  3. Почему эта действительность видится герою «как будто бы сквозь сон»?
  4. Как влияет на состояние героя его окружение?
  5. Какие цвета, звуки и люди составляют идеальный мир «старинной мечты»?
  6. Опишите пейзаж «царства дивного» - идеального мира.
  7. Почему память о часах мечтаний сравнивается с островком в море?
  8. Одиночество – тяжкий крест лирического героя Лермонтова. Но в этом стихотворении показано его преимущество. Какое?
  9. Покажите источник «железного стиха, облитого горечью и злостью»?

«Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Тема маскарада здесь… глубоко символична. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным, видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным, вещественно-предметным языком»  (Л.Н.Назарова, Э.Э.Найдич).

 

«Родина». 1841.

  1. Обратите внимание на трехчастное деление стихотворения. Что общего в начале каждой части?
  2. Почему свою любовь к родине поэт называет странной?
  3. Кто является полемическим адресатом этого стихотворения?
  4. Как вы думает, чем вызвана замена первоначального заглавия стихотворения Лермонтова («Отчизна»)?
  5. Как от части к части сужается пространство, описываемое поэтом?
  6. Что объединяет картины второй части?
  7. Что объединяет картины третьей части?

 

Мотив одиночества в теме родины, в теме поэта и поэзии раскрывает трагическую неслиянность лирического героя с общественной сферой бытия.  Это приводит к большей сосредоточенности на интимной, личной области жизни – попытках найти родную душу в любви, дружбе, увидеть отголоски своих переживаний в природе, в вечных вопросах бытия , скрыться от враждебного мира в глубины собственной души. Драматизм мироощущения лирического героя усиливается тем, что он постоянно разочаровывается во всех этих романтических идеалах и его одиночество постепенно осознается как полное и безысходное. Однако на этом общем фоне беспросветного трагизма иногда возникают отблески душевной гармонии, хоть краткого и мимолетного, но приобщения к жизни «божески-всемирной». 


10 февраля

Любовная лирика 

1. Познакомьтесь со стихотворением "Молитва"

  1. Объясните смысл названия стихотворения.
  2. Определите образную систему стихотворения. Кто является главным героем произведения?
  3. Как вырисовывается облик лирического героя радом с «девой невинной»?
  4. В чем видит счастье лирический герой?
  5. Выделите в тексте художественные средства, подчеркивающие противопоставленность персонажей: отношение с людьми, восприятие мира, душевную настроенность.

2. Познакомьтесь со стихотворением "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

  1. Что мешает лирическому герою  чувствовать себя счастливым?
  2. Сопоставьте внешнее и внутренне проявление чувств.
  3. Как проявляется в стихотворении характерная для героя Лермонтова рефлексия. 

3. «И скучно, и грустно…»

  1. Как в строках «Любить… но кого же…» прослеживается разочарование лирического героя в самой любви как романтическом идеале.
  2. Чем обусловлено одиночество героя?
  3. Кто виноват в его личной неустроенности: женщины, он сам, судьба? Подтвердите свою точку анализом текста.

4. Стихотворение "Нищий"

Опишите свои впечатления после прочтения данного стихотворения. Какие ассоциации оно у вас вызвало? 



7-8 февраля

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова

1. Сравните одноименные стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова "Пророк". 

- В чем причина одиночества поэта у Лермонтова? Почему он не может реализовать свое предназначение?

- Сравните образ пустыни в произведениях.

- Образ самого пророка, источник пророческого дара, а также взаимоотношение пророка и окружающего его мира.

- Можно ли лермонтовского "Пророка" рассматривать как продолжение или противопоставление пушкинскому? Докажите свою точку зрения анализом текста.


2. Проанализируйте стихотворение "Поэт". Сравните  образы кинжала и поэта. Не забудьте делать выводы при сравнении и использовать текст для аргументации своих мыслей.



13 января

1. Дочитать роман "Евгений Онегин".

2. Образ Татьяны

- Как характеризует автор семью Лариных?

- В чем разница между Татьяной и Ольгой?

В какой социальной среде воспитывалась Татьяна? Какую роль в ее жизни играет няня? Какое значение имели книги?

- Какой предстает Татьяна во 2-5 главах?

- Как воспринимает героиня Онегина? Каково ее поведение после встречи с ним?

- Что происходит с Татьяной после отъезда Онегина?

3. Письмо Татьяны наизусть.



6 -7 декабря

Любовная лирика А.С.Пушкина

"На холмах Грузии"

"Я вас любил..."

"Я помню чудное мгновенье"

1. Выберите одно из стихотворений, познакомьтесь с адресатом данного стихотворения, с историей создания произведения. 

2. Подумайте, какими чувствами наполнены прочитанные вами строки. Запишите ваши впечатления от стихотворения в тетрадь в виде рассуждения.

3. Не забудьте о том, что 3 произведения разной тематики надо выучить наизусть. 


Список стихотворений для анализа и наизусть

Свободолюбивая лирика

·       «К Чаадаеву»

·       «Анчар»

·       «Во глубине сибирских руд»

·       «Арион»

·       «К морю»

Любовная лирика А.С.Пушкина

·       "На холмах Грузии"

·       "Я вас любил..."

·       "Я помню чудное мгновенье"

Тема поэта и поэзии

        «Поэт»

        «Поэт и толпа»

        «Пророк»

        «Эхо»

        «Я памятник себе воздвиг…»


План анализа лирического произведения:

  1. Название автор стихотворения.
  2. Кем и когда написано стихотворение.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
  4. Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
  5. Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
  6. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  7. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  8. Кто лирический герой, каково его настроение.
  9. Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
  10. Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
  11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
  12. Идея стихотворения.




7 ноября

Читательская грамотность

Код мероприятия EERB4AA 

Класс

Номер работы

Код работы

Индивидуальный код

9 кл

Багаева Екатерина

EERB4AA

293372

9 кл

Блинцова Луиза

EERB4AA

265683

9 кл

Борисов Максим

EERB4AA

356381

9 кл

Борисова Полина

EERB4AA

557634

9 кл

Брага Анна

EERB4AA

391177

9 кл

Возисов Вадим

EERB4AA

722100

9 кл

Волокитин Кирилл

EERB4AA

898577

9 кл

Глухих Кирилл

EERB4AA

776417

9 кл

Дебелова Юлия

EERB4AA

931380

9 кл

Емельянова София

EERB4AA

286473

9 кл

Емерхонов Трофим

EERB4AA

122658

9 кл

Жирякова Настя

EERB4AA

591621

9 кл

Зарипов Марк

EERB4AA

755160

9 кл

Золотухин Влад

EERB4AA

914062

9 кл

Кагиров Арсланбек

EERB4AA

274579

9 кл

Королькова М.

EERB4AA

666060

9 кл

Корчагин Алексей

EERB4AA

105149

9 кл

Костров Матвей

EERB4AA

223836

9 кл

Кочкин Алексей

EERB4AA

128377

9 кл

Кузьмин Саша

EERB4AA

621021

9 кл

Новоселова Мария

EERB4AA

441049

9 кл

Сидоренко Илья

EERB4AA

743068

9 кл

Сидоренко Никита

EERB4AA

291637

9 кл

Снигаренко Лера

EERB4AA

270083

9 кл

Трофимова Ева

EERB4AA

213189

9 кл

Ушков Александр

EERB4AA

448857

9 кл

Чернышов Арсений

EERB4AA

312080

9 кл

Шарков Кирилл

EERB4AA

564083

9 кл

Ахметова Эвелина

EERB4AA

569132

9 кл

Бегинин Тимофей

EERB4AA

459532

9 кл

Блюденова Дарья

EERB4AA

601313

9 кл

Бойцова Екатерина

EERB4AA

337083

9 кл

Борисова Василиса

EERB4AA

682756

9 кл

Бурдина Арина

EERB4AA

400572

9 кл

Гайнетдинов Джалил

EERB4AA

272780

9 кл

Жолобова Валерия

EERB4AA

519786

9 кл

Ильин Кирилл

EERB4AA

250399

9 кл

Куклин Иван

EERB4AA

427029

9 кл

Литовских Роман

EERB4AA

703628

9 кл

Лопоносов Роман

EERB4AA

857628

9 кл

Лукина Анастасия

EERB4AA

900393

9 кл

Максименко Иван

EERB4AA

308410

9 кл

Меркулова Виолетта

EERB4AA

675895

9 кл

Одинцов Матвей

EERB4AA

661294

9 кл

Ольшевский Артем

EERB4AA

448598

9 кл

Ситдиков Антон

EERB4AA

347273

9 кл

Тимошенко Михаил

EERB4AA

659956

9 кл

Фарносова Александра

EERB4AA

985321

9 кл

Чирва Святослав

EERB4AA

766548

9 кл

Эргашева Рухшона

EERB4AA

606844

9 кл

Юшкевич Василиса

EERB4AA

501439


7 октября

Гугл-форма по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий