Тема "страшного мира" в лирике А.Блока

 Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

А. Блок

      В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество "перехлестнуло" все символические рамки и каноны. "Лирическая уединенность" Блока, в атмосфере которой создавались" Стихи о Прекрасной Даме", постепенно отступает перед явлениями реальности. 

В лирике Блока появляется новая тема - тема " страшного мира".

1. Познакомьтесь со стихотворением" Фабрика". Подумайте устно над вопросами:

1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

3. Какие ассоциации вызывает эпитет "жолты"?

4. В чём своеобразие его написания?

5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

8. Почему Блок не использует в тексте слово "рабочие"?

9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Если в "Стихах о Прекрасной Даме" взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя ("В соседнем доме...") и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности ("Я слышу всё с моей вершины"). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы ("жолты", "чёрный кто-то"). Эпитет "жолтый", обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика "жёлтого" у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – "недвижный кто-то, чёрный кто-то". Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, "проглатывающее" приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение "Фабрика" можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл "Распутья" знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.


2. Стихотворение" Незнакомка"(1906)  родилось из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки (под Петербургом). Многое в стихотворении перенесено поэтом из реальной жизни: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - всё убожество, скука, пошлость. Незнакомку Блок увидел на картинах Врубеля.

 Анализ стихотворения «Незнакомка»

-Каковы ваши впечатления от  стихотворения? Какие эмоции оно у вас вызвало? 

-На сколько частей можно разделить стихотворение? 

-О чём речь идёт в первой части? 

-О чём речь идёт во второй части? 

-Как называется такой художественный приём? 


      Теперь посмотрим, как действуют образы – символы в стихотворении. Для этого, читая стихотворение по частям, выпишите те образы, которые, на ваш взгляд, являются символами.


Часть стихотворения

Звук

Цвет

Запах

Тактильные ощущения, физическое, телесное восприятие

Видимый мир

1 часть.

Лирический герой.

МИР ОБЫВАТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

2 часть.

Появление Незнакомки.

МИР ГРЁЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

 

 

 

 

 

 

 - Какими звуками наполнена  жизнь в первой части стихотворения, каковы черты реальности?

 - Какие художественные средства помогают автору передать скуку и пошлость?

- Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени?

-Теперь обратимся к видимой картине: пыль переулков, а над ней золотится крендель булочной.  Почему для кренделя выбран золотой цвет? 

- Далее возникает образ луны.  Как традиционно воспринимался до Блока образ луны? Как меняет его Блок? 

-Попытайтесь представить себе ресторан. Какие запахи там витают?
Это приятные запахи? 

-От описания окружающей действительности поэт переходит к изображению себя. Проанализируем 5 и 6 строфы. Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

- Всё в этой части стихотворения подчинено одной цели, какой?

- Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду. Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?

Итак, появляется она, Незнакомка.  

- Каково звуковое наполнение второй части? 

 - Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

- Присутствует еще слово «туман». Какое значение оно приобретает в стихотворении? 

 - Почему лирический герой привержен мечте? Почему встреча с Незнакомкой так необходима ему? 

- Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?

- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет ввиду?

        Стихотворение «Незнакомка» построено на антитезе: в нём два плана (реальный, обыденный, пошлый) и идеальный, возникающий в душе поэта. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты. 


3. Прочитайте стихотворения "В ресторане" 

1. Каким является фон, на котором происходит действие?

2. Как меняется Он и Она в стихотворении "В ресторане"?

3. Какова символика красок в этом стихотворении?

4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир" Незнакомки"?

5. Зачем этот приём использует Блок?

6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?


В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия "страшного мира" сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.

И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути "вочеловечивания". Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря "нет" тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества "страшного мира" над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: "Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день".

А теперь просто прочитайте стихотворение " О, весна, без конца и без краю…"


4. Знакомство со стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

-Чтобы разобраться в образах стихотворения, обратимся к историческому комментарию:

Действие стихотворения имеет реальную топографию: на Петроградской стороне, недалеко от того места, где Крестовский мост, перекинутый через Малую Невку, соединяет Петроградскую сторону с Крестовским островом, находилась аптека (Большая Зеленина, 44). В это малолюдное место во времена Блока часто приходили самоубийцы: они считали это место самым удобным для сведения счётов с жизнью. И одна из задач аптекаря была вытаскивать из Малой Невки тела погибших.

Но, кроме конкретно-исторического плана, в стихотворении присутствует символический

Для того чтобы разобраться, о чём это стихотворение, определим, каков его мир.

- Что даёт нам первая строчка?

-Каково световое наполнение текста? «Светло» ли в стихотворении?

-Почему свет фонаря назван бессмысленным?

-В чём особенности композиции?

-Какие слова в первом и втором четверостишии можно назвать антонимичными?

-Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?

- Какая тема поднимается в стихотворении?  Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

Задание: Составьте интеллект-карту этого стихотворения.


Помните, что одно из стихотворений А.Блока вы должны выучить наизусть!




Комментариев нет:

Отправить комментарий