Литература 10 класс

9 апреля

Бородинское сражение (том 3, часть 2, главы 19-39)

1. Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя глазами Пьера?

2. Какое значение имели для Пьера слова солдата: "Всем народом навалиться хотят"?

3. Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в описании Бородинского боя?

4. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

5. Объясните слова Болконского: "Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой".

6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма?

7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и слова: "Шахматы расставлены, ирга начнется завтра"?

8. Как раскрывается истинный патриотизм народа в эпизоде на батарее Раевского?

9. В чем автор видит силу и мудрость Кутузова?

10. Какой смысл вкладывает Толстой  в слова о нравственной победе русского войска?


5 марта

Война 1805 года

-Каковы были цели войны 1805 года и как смотрят на эту войну ее непосредственные участники?

- Первая картина войны, которую рисует Толстой, - не сражение, а смотр у крепости Браунау. Готова ли русская армия к войне?

- Что показал смотр в Браунау?

- Проследите отношение Толстого к войне через сюжетную линию, связанную с Николаем Ростовым.

- Какой план для спасения армии предпринял Кутузов?

- В чем разница поведения Долохова и таких людей, как Тимохин и Тушин? Почему Толстой подчеркивает "невоенную натуру" Тушина?

- Как ведет себя Жерков?

- С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.  Вспомните, с каким мыслями пришел он на войну? Как представлял себе войну и свою роль в ней?

- Вернувшись к Билибину, кн. Андрей узнает, что французы приближаются к Брюнну. Это значит, что русская армия будет отрезана. каковы его мысли и действия в этот момент?

- Почему после встречи с Тушиным кн. Андрей подумал: "Все это было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся?"

- Почему на совете перед Аустерлицким сражением Кутузов спал?

- "Хочу славы, хочу быть известным людям...", - думал кн. Андрей перед Аустерлицем. Как пережитые минуты изменили его отношение к жизни, к его кумиру?

Домашнее задание:

1. Поиски пути Пьера и кн. Андрея (том 2, части 1-3)

2. Природа в жизни героев (небо Аустерлица, ночь в Отрадном  (часть 3, гл. 2), дуб ( часть 3, гл. 1,3), волны и закат (часть 2, гл. 12)


3 марта

Мысль семейная в романе "Война и мир"

Семья Ростовых (том 1, часть 1, главы 7- 11, 14 -17)

- Почему Толстой чередует эти главы со сценами болезни графа Безухова?

- Сцена приема у Ростовых следует сразу за приемом в салоне А.П.Шерер. И там и тут гости. Каков стиль приема у Ростовых?

- Какова общая атмосфера в доме? Какова манера общения гостей? Сравните ее с атмосферой у А.П.Шерер.

- Какова хозяйка дома графиня Наталья Ростова?

- Кто главный гость? О чем говорят за столом?

- Как развлекаются в семье Ростовых? Чем занята молодежь?

Запишите в тетрадь вывод о принципах жизни данной семьи, об основных чертах ее членов.


Семья Болконских (том 1, часть 1, главы 22 - 25)

- Почему князь  Андрей идет на войну? Откуда эта неудовлетворенность жизнью?

- Найдите портреты княжны Марьи, князя андрея и старого Болконского. Что выделяет Толстой в их внешности и поведении?

- Каков принцип жизни старого Болконского? Как складывался его характер?

- Каков внутренний мир и внешний облик княжны Марьи? Как характеризуют ее письма к Жюли? А саму Жюли?

- Что общего у всех Болконских?

- Виновата ли Лиза, что не вписывается в эту семью?

Запишите в тетрадь вывод о принципах жизни данной семьи, об основных чертах ее членов.


Домашнее задание на 5 марта

Аналитическое чтение по теме "Война 1805 г." (том 1, части 2,3):

- Смотр у Браунау (часть 2, гл. 1-3)

- князь Андрей (часть 2, гл. 3, 12, 20-21,  часть 3, гл. 16, 19)

- Николай Ростов (часть 2, гл.4, 8, 15,  часть 3, гл.17, 18)

- Шенграбенское сражение (часть 2, гл. 17, 19, 20, 21)

- Аустерлиц (часть 3, гл. 11 - 19)






26 февраля

История создания романа

Ссылка

1. Просмотреть презентацию, выписать в тетрадь особенности жанра и своеобразие художественных приемов. 

2. К следующему уроку:

- семья Ростовых - главы 7-11, 14-17

- семья Болконских - главы 22-25

3. Сравнить вечер в салоне А.П.Шерер и в семье Ростовых.



24 февраля

Салон А.П.Шерер (том 1, часть 1, гл 1-6)

1.      Перечислите самых заметных гостей Анны Павловны. Что бы вы сказали о них — «они все разные и все одинаковые»? Почему?

2.      С какими героями и в какой последовательности Толстой знакомит читателя в первых главах романа? Предположите, нравятся ли автору гости вечера. Докажите свою точку зрения, опираясь на текст романа.

3.      Какие цели преследуют различные посетители, являясь с визитом к А. П. Шерер?

4.      Почему Толстой сравнивает салон А. П. Шерер с прядильной мастерской? Как бы вы описали общение хозяйки и её гостей?

5.      В салоне обнаруживается «чужеродный» элемент. Кто явно не хочет быть безликим «веретеном»?

6.      Как начинается знакомство читателей с семейством Курагиных?

7.      Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина. Литературовед А. А. Сабуров считает, что «его кретинизм в романе не случаен». Как вы думаете почему? Подтвердите ответ цитатами.

8.      Подумайте, в чём смысл поразительного сходства Ипполита и его сестры Элен.


Для тех, кто отсутствовал на уроке: выписать основные факты биографии Л.Н.Толстого из учебника, стр. 304-311.

  


19 февраля

Тест по роману Ф.М.Достоевского. Ссылка

Темы сочинения:

1.  Возможно ли сочетание стремления власти над людьми и любви к ним?

2. Сострадание или протест против страдания? Что лучше?

3. Разум или вера? Чем руководствоваться в жизни?

4. В чем нравственные нормы поведения человека в обществе?

5. Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? 

6. Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления?

Внимание! Первая часть вашей творческой работы должна представлять ваше размышление по теме, а вторая часть - аргументация по тексту произведения.



5 февраля

Раскольников и "сильные мира сего"

Лужин П.П.: часть 1, глава 3 (письмо матери), 

часть 2, глава 5,

часть 4, глава 2,3,

часть 5, глава 1,3.

Лебезятников А.С.часть 5, глава 1.

Свидригайлов А.И.часть 1, глава 3 (письмо матери), 

часть 4, глава 1,2

часть 6, глава 3-6

Задание на 10 -12 февраля

Поединок с Порфирием Петровичем

часть 3, глава 5

часть 4, глава 5-6

часть 6, глава 2

Роль Сони в романе

часть 3, глава 4

часть 4, глава 4

часть 5, глава 4

часть 6, глава 8

эпилог


Долги: 1. эссе "О чем же роман "Господа Головлевы"? (Какие проблемы поднимает в нем автор?)

2. Наизусть стихотворения А.Фета и Ф.Тютчева



Читаем на каникулах роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", а также "Сказки для детей изрядного возраста":

"Дикий помещик"

"Премудрый пискарь"

"Самоотверженный заяц"

"Медведь на воеводстве"

"Вяленая вобла"

"Орел-меценат"

"Карась-идеалист"



3 декабря

Тест по творчеству И.С.Тургенева

Дорогие десятиклассники, вам необходимо скачать файл по ссылке, заполнить его и прислать мне на почту в течение дня проведения урока. Не забудьте сохранить изменения в файле.

Ссылка


2 декабря

Вопросы для размышления:

  1. Прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Каковы философские итоги романа?
  3. Какая связь существует между заглавием и романа и его философскими итогами?
  4. Какой же выход предлагает писатель?

Ссылка на интернет-доску "Образ Базарова"


25 ноября

              План анализа эпизода       

     Эпизод – (греч. вставка)- относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии. 

1.    Какое место занимает эпизод в контексте произведения ( раскрывает идею      произведения, характер героя, обстановку, время действия и т. п.)

2.    Границы эпизода (в тексте, во времени, в пространстве), его название (если это требуется).

3.    Место данного эпизода в сюжете и композиции ( является ли частью экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога). Что предшествует эпизоду , что следует за ним. 

4.    Аналитический пересказ эпизода с наблюдениями над способами выражения авторской позиции через художественные детали: портрет героя( лицо, фигура, одежда, привычки, манеры), интерьер, монолог, диалог, с наблюдениями над динамикой мысли или действия, сменой настроения, развитием состояния, характера героев и их отношений.

5.    Особенность построения (композиции) эпизода. 

6.    Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства) и их роль.

7.    Взаимосвязь эпизода с произведением в целом, в частности то новое, что он несет для понимания целого.

8.    Дополнительные свободные наблюдения.

      


21 октября

Обломов и Ольга. История любви

1. Знакомство, пение Ольги, восторг Обломова (часть 2, глава 5)

2. Признание в любви (часть 2, глава 5)

3. Встреча в парке, ветка сирени. Повторное признание в любви и прощение Ольги. (часть 2, главы 6-8)

4. свидание на горе (часть 2, глава 9)

5. Письмо (часть 2, глава 10)

6. Свидание в летнем саду (часть 3, глава 5)

7. Разлив Невы, снятые мосты - препятствие, причина отложить визиты к Ольге (часть 3, глава 6)

8. приезд Ольги на квартиру к Обломову (часть 3, глава 7)

9. Разрыв между Обломовым и Ольгой (часть 3, глава 11)




16 сентября

1. Прочитайте поэму М.Ю.Лермонтова "Демон".

2. Подумайте над вопросами:

- Каким вы увидели Демона в начале поэмы? Отметьте его положительные и отрицательные черты.

- Можем ли мы сказать: положительного или отрицательного больше в поступках и характере героя?

- Почему Демон счастлив только в воспоминаниях?

- Каково состояние Демона, увидевшего Тамару?

- Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары?

- Почему Тамара уходит в монастырь? Почему Бог прощает Тамару?

- Искренна ли исповедь Демона? Или это лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

- Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

3. Письменно ответьте на вопрос: "За что наказан Демон?"


NB: К субботе вам предстоит прочитать повести Н.В.Гоголя "Портрет" и "Нос".


18 сентября

1 урок

Повесть Н.В.Гоголя "Нос"

Подумайте над вопросами:

1.  Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

2. Каков портрет Ковалева?

3. Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

4. Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

5. Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего. 

6. Изменилось ли поведение Ковалёва после утраты носа и после его возвращения?

7. Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего? 

8.Зачем Гоголь в вполне реалистическое повествование ввёл фантастический сюжет? Для чего  создаёт гротескную ситуацию? 

9.Что делает автор, чтобы разрушить маску “приличия” изображаемого им общества? 


Сделайте вывод по прочитанной повести на тему "О чём предупреждает нас Гоголь?" и запишите его в тетрадь.


2 урок

Повесть "Портрет"

1. В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?

2.  О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

3. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? какой путь выбрал художник?

4. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? 

5. Понимал ли это сам художник? 

6. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

7. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

8. Как закончил жизнь Чартков?

9. Какие слова в повести можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для  обыкновенных людей?

10. Какова же главная тема в повести «Портрет»? Какие проблемы затрагивает автор?


NB: следующее произведение для изучения - пьеса А. . Островского "Гроза"




 



Комментариев нет:

Отправить комментарий