Итоговое сочинение оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
3. «Композиция и логика рассуждения»
4. «Качество письменной речи»
5. «Грамотность»
Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные
качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку
(окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция
человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
В
каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого
раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Комментарии к разделам
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека
Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт
себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных
идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и
ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном
и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об
угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека,
о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта
других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни
человека
Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как
представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и
общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии
среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени,
гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в
истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии,
личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о
воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге
и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными,
этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о
науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного
поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки,
о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
→ касаются миссии художника и ответственности
человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том
числе в связи с юбилейными датами), важности;
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни
человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку,
сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека
и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий
на человека.
Образец комплекта тем
Выберите только ОДНУ из предложенных тем
итогового сочинения.
128. Разделяете ли Вы убеждение автора романа
«Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и
взаимопонимание близких?
230. Согласны ли Вы с утверждением, что
повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других?
323. Какие жизненные принципы и правила Вы бы
постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
425. Событие отечественной истории,
запечатлённое в искусстве.
504. В чём заключается нравственная
ответственность учёного за результаты своей деятельности?
605. Жизненный опыт кого из литературных героев
может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя
всё, меняя нас»?
Примеры новых формулировок литературных тем для итогового сочинения
1. Жизненный опыт кого из литературных героев
может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя
всё, меняя нас»?
2. И.А. Бунин писал: «Если человек не потерял
способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно
назвать счастливым по этой формуле писателя?
3. О каком из героев русской литературы можно
сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен
сам собой»?
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов
допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт».
Рекомендуемый объём сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения
вправе выбрать написание итогового изложения.
Шаблон итогового
сочинения
|
Часть
сочинения |
Структура
и клише |
|
Вступление
(1 абзац) |
Варианты
первой фразы: |
|
Основная
часть (2 абзац) |
Тезис
1 ·
Доказательства, примеры ·
Микровывод (обобщение написанного) ·
Логический переход к новой мысли |
|
Основная часть
(3 абзац) |
См.
предыдущий пункт. 2 литературный аргумент. |
|
Заключение
(4 абзац) |
Таким
образом, можно сделать вывод, что… ·
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего
вышесказанного, но нельзя повторять микровыводы, которые уже делались в
сочинении после аргументов. ·
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги:
«Берегите нашу землю!» и вообще глаголы 2 лица «уважайте», «помните»,
«давайте». Ограничьтесь формами «нужно», «важно». ·
Заключение-выражение надежды. Позволяет избежать дублирования
мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-то
позитивное. ·
Цитата, подходящая по смыслу и высказанная уместно. |
Объём слов: не менее 250 слов.
Рекомендуемый объём: 350 слов
Комментариев нет:
Отправить комментарий