Итоговое сочинение

 Итоговое сочинение оценивается по критериям: 

 1. «Соответствие теме»

 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала» 

 3. «Композиция и логика рассуждения» 

 4. «Качество письменной речи»

 5. «Грамотность»


Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».


Аргументы 1

Аргументы 2

Пример сочинения



Комментарии к разделам

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.


Образец комплекта тем

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.

128. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?
230. Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других?
323. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
425. Событие отечественной истории, запечатлённое в искусстве.
504. В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
605. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?


Примеры новых формулировок литературных тем для итогового сочинения


1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?

2. И.А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?

3. О каком из героев русской литературы можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»?


Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объём сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.

 

 

Шаблон итогового сочинения

 

Часть сочинения

Структура и клише

Вступление (1 абзац)
Объём: 60-70 слов

Варианты первой фразы:
А) С давних времён люди задумывались над вопросом…
Б) Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о…
В) Как следует относиться к…?
*Можно включить цитату:
И.О. Фамилия заметил: «Цитата».
ТЕЗИС (чёткий ответ на вопрос)
Я считаю, что… На мой взгляд…
ПРЕДЛОЖЕНИЕ-МОСТИК (для связи с основной частью):
Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Основная часть (2 абзац)

Тезис 1

·        Доказательства, примеры

·        Микровывод (обобщение написанного)

·        Логический переход к новой мысли
Пример: многие писатели рассуждали об этой проблеме… Например, тема… затрагивается в романе (ФИО, название). Автор повествует… Писатель описывает… Автор считает, что… После аргумента – мини-выводАвтор обращает внимание читателя на…

Основная часть (3 абзац)

См. предыдущий пункт. 2 литературный аргумент.

Заключение (4 абзац)
Объём: около 40 слов

Таким образом, можно сделать вывод, что…
Хотелось бы, чтобы люди задумались о…
На мой взгляд, именно…
Способы написания заключения:

·        Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

·        Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги: «Берегите нашу землю!» и вообще глаголы 2 лица «уважайте», «помните», «давайте». Ограничьтесь формами «нужно», «важно».

·        Заключение-выражение надежды. Позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-то позитивное.

·        Цитата, подходящая по смыслу и высказанная уместно.


Объём слов: не менее 250 слов.
Рекомендуемый объём: 350 слов

 




Комментариев нет:

Отправить комментарий